«Первая встреча». Язычество или нет?
«Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.»
(Галатам гл.6 ст.ст.2-3).
   Пророк Моисей прославляется за то, что не возгнушался советом иноплеменника, посчитав его разумным, и распределил судебные полномочия согласно этому совету.
Обращаюсь к священникам, особенно к новопосвященным: не спешите «махать шашками», радикально разрушая народные традиции. Радикализм в духовной жизни в истории человечества никогда не приводил ни к чему хорошему.
Итак, первая встреча - плохо это или хорошо?  «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его». (Мф. гл. 27 ст.32).
      По народной традиции в состав первой встречи входили: крест, хлеб, завернутый в материю, и свеча. Распятие было основной составляющей «первой встречи». В советские времена это выхолостили. Людей того периода можно понять. Они забирали распятие из состава «первой встречи», так как купить новый крест было непросто, но своими действиями они лишали смысла подаяние. Вручая «первую встречу», христианин просил Христа ради помолиться за душу усопшего, при этом принимал на себя обязательство молиться за того, кто принял «первую встречу». Таким образом, утверждалось правило совершенствования в милосердии и добре. Крест обязывал принявшего подаяние молиться до сорокового дня за душу усопшего, таким образом оказывая ей помощь переносить те тяготы испытаний, с которыми придется встретиться душе усопшего.
В старину хлеб был основой жизни большинства людей. Поэтому он тоже был одной из основных составляющих подаяния. Заворачивая хлеб в материю, предки, соблюдая гигиену, лишали сатану возможности вложить нечистые помыслы молящемуся за усопшего для размытия молитвы. Смысловое понятие подаяния свечи, думаю, понятно любому человеку.
Читающие оцените сами, плохо ли поступали наши предки, утверждаясь в милосердии и добре.
Почему подаяние отдавалось первому встречному, а не второму или десятому? В этом раскрывалась та глубина веры и величие духовной жизни наших предков. Они верили, что если Господь готов принять молитву за душу усопшего, то и пошлет навстречу настоящего молитвенника. Или же сделает так, что молиться за ту или иную душу будет некому.
Не смущайтесь, что подаяние в виде «первой встречи» забрал священник, совершавший чин погребения в домашних условиях. Наоборот, радуйтесь, так как он имеет возможность молиться за душу усопшего не только в домашней молитве, но на всех чинах молитв по усопшим, а самое главное на литургии. А как добросовестно он будет исполнять принятые на себя обязательства об оказании молитвенной помощи душе усопшего, не ваше дело. Ответ перед Богом ему держать.
Веточки можжевельника (именно можжевельника) символизировали каждение ладаном на пути покойного. В старинный ладан обязательно входили ягоды можжевельника. В старину мало кто был в состоянии оплатить услуги священника по сопровождению гроба с покойным на кладбище.
Запрет не смотреть в окна на похоронную процессию предохранял от праздного любопытства.
Любому сведущему кое-что в духовной жизни хорошо известно, что праздное любопытство - немалый грех. Дальнейший анализ народных традиций на эту тему продолжать не вижу необходимости. Ищущий от Господа рассудительности осуществит это сам, а бестолковый и изъясненное не поймет.
Теперь хочется остановиться на новомодном толковании о пребывании души после выхода из тела, приписываемого, якобы, святым отцам. Современные книжонки, толкующие на эту тему, написаны никак не святыми. Ссылки на благословление печатания подобной литературы от патриарха не уместны. Во-первых, Алексий II не прославлен Богом как святой. Во-вторых, он просто физически не имел возможности исследовать содержание этих книжонок. Итак, многие утверждают, что душа усопшего первые три дня находиться на земле и посещает то, что любила. Данное утверждение не соответствует информации, изложенной в Священном писании и Житиях Святых, но там говориться о настоящих подвижниках.
Современное толкование возможно действительно имеет место дать информацию о многих душах, которые попали сразу после выхода из тела в руки бесов и, сопровождаемые ими, болтаются, как дерьмо в проруби, по тем местам, которые любили, а бесы их физиономией в это любимое тычут, издеваясь: «Смотрите и вспоминайте, за что вы попали в наши руки.»
«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». (Иак. Гл.4 ст.4)