О ВОИНАХ. Гл26.
Христос помиловал Пилата.
Избранное из книги «Страсти Христовы».
Авторский перевод с церковно-славянского участников форума. Простите Христа ради за возможные неточности перевода и помолитесь за нас грешных Господу нашему Иисусу Христу о прощении наших прегрешений.
О совете жидов убить Иосифа и о пришествии стражей ко архиереям и книжникам жидовским, и о возвещении им о Христе, яко воскресе от мертвых.
В первую же субботу Пасхи, то есть в неделю Воскресенья рано утром все жидове собрались в сонмище (собрание, синагогу) свое и совещались убить Иосифа и повелели привести его из темницы с бесчестием. Когда же стражи темничные отверзоща (открыли) двери темницы и не обретоша (не нашли) Иосифа в темнице. Двери же заперты и печати целы и ничем же повреждены были. И возвестили это архиереям и книжникам жидовским. Они же, услышав, сильно удивились и к тому не посмели возложить руки свои на прочих, говоривших об Иисусе пред Пилатом. Сидящим же им в сонмище и удивлявшимся о Иосифе пришел некто от воинов, по просьбе Иудеев, поставленных Пилатом сторожить гроб Иисусов, и возвестил архиереям и старейшинам, и книжникам жидовским все бывшее глаголюще (говоря): «Когда стерегли мы гроб Иисусов абие (вдруг, внезапно) был гром велик у гроба Господня и се (вот) ангел сошел с неба видимо и отвалил камень от гроба и сел на нем, ругаясь печатям. И бяше видение его (он был видом) как молния многосветлая. Мы же от страха его были, как мертвые, и упали на землю и слышали голос говоривший к женам, которые кадили гроб Иисусов в дали стоявши. «О жены, не бойтесь, Иисуса ищите Назарянина, распятого на кресте нет здесь, но восстал из мертвых якоже (как и) говорил. Приидите и видите место, где лежал Господь и скоро шедше скажите ученикам его и Петру, яко (что) Христос восстал из мертвых и вот варяет (встретит, придет прежде) вас в Галилеи, там увидите Его. Иудеи же сказали сторожам: «Каким женам говорил ангел?» Стражи же сказали: «Не знаем, какие жены были». Иудеи же паки (опять, снова) сказали к ним: «Почему не схватили их?» Они же сказали иудеям: «Вы столько знамений видели в человеке том и не верите, как же нам можете верить?» И сказали жидове стражникам: «Вы дары взяли от учеников Его и дали им тело Его». Воины же сказали: «Вы законопреступники не имеете Ему веры говорившему, что пострадать я имею и в третий день восстать. Идите и видите гроб Его и камень, и печати свидетельствуйте. Слышали, что Иосифа, осуществившего погребение Христа, заперли в темнице и опечатали двери и не нашли его в темнице. Дайте нам вы Иосифа, а мы дадим вам Иисуса.» Сказали Иудеи, что Иосиф ушел в свой город. Воины же сказали: «А Иисус, восстав от мертвых, ушел в Галилею. Мы же Его никак же не могли удержать, потому что от страха Его потряслось все место, где погребен был. Когда воинства ангельские окружили гроб Его, тогда один от ангелов приступил ко гробу и отвалил камень, и тот час Иисус вышел из гроба, как солнце сияя. Если вы сильны есть, идите в Галилею и возьмите Его.» Слышав же это, беззаконные жидове от стражей, страхом великим были одержимы. И говоря: «Да не услышано будет это слово в мире и все будут веровать во Иисуса», немедленно (тот час) составили совет и, собрав серебра много, дали воинам и молили их, говоря: «Скажите людям, что в ночи нам спящим, пришли ученики его и украли». Если услышано будет у Пилата, мы утолим (успокоим) его, и вы без печали будите. Они же, взяв серебро, говорили, как научены были. И пронеслось слово то даже до сегодняшнего дня (до ныне).
Страсти Христовы. ГЛ 27.
О пришествии в Иерусалим Финеоса священника и Адды учителя, и Исаии левита, и о возвещении иудеям, что видели Исуса на горе Елеонской с учениками своими, и о послании мужей избранных в Галилею разыскать Исуса.
Вот через несколько дней пришли в Иерусалим от Галилеи некий Фенеос священник и Адда учитель, и Исаия леввитянин и поведали князьям и священникам иудейским, что видели Исуса, называемого Христос, и с ним одиннадцать учеников Его, сидевшего на горе Елеонской и учившего своих учеников и говорившего им: «Шедши в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари, который веру имеет и крестится, спасен будет, а который не имеет веры, осужден будет». И так беседуя к ученикам своим и уча их, благословил их и вознесся на небо. И вот два юноши светом страшным одетые, встали пред народом, говоря: «Мужи Галилейские, что стоите, смотря на небо, каким образом видите Его идущим на небо, также опять придет судить всей вселенной, живым и мертвым». Это же слышавши, архиереи и книжники жидовские сказали: «Дадите славу Богу Израилеву, чтобы дали Ему исповедание, если так и есть, как говорите». И сказали они: «Жив Господь Бог наш, Бог Авраамов, Бог Исааков, Бог Ияковлев, что так есть, и так видели Его возносящегося на небо». Они же, взяв законные писания, и просили с клятвою, чтобы никому же не говорили слова эти. И дав им есть и пить, вывели их из города, давше им сребренники и трех мужей, чтобы проводили их до города Вифлеема и Галилеи. Они же, взяв сребреники, отошли с миром в свои дома. По отхождении этих мужей совет сотворили июдеи и все первосвященники и старейшины жидовские и заперли себя в домах своих, сетующе и рыдающе со скорбью и жалостью великой, говоря: «Что есть это знамение, бывшее сегодня в Израиле?» Сказали же к ним Анна и Каиафа: «Зачем так оскорбились душами вашими, воинам ли верите, что Ангел Господень сошел с неба и отвалил камень от гроба, это подлинно ученики Исусовы сотворили, серебром поистине купивше тело Исусова, научивше их говорить, что ангел Господень сошел с неба. Они же так и сотворили. Или не знаете написанного, что не подобает к человеку иметь веры, не имеющему обрезания». Восстал же Никодим и, встав посреди собрания, сказал им: «Правильно ли это говорите, но не слышали ли мужей этих, пришедших от Галилеи, что поведали вам, их же знаем, что мужи истинны и праведны, и благоверны, и мудры. Эти поведали нам, что видели Исуса на горе Елеонской, сидевшим со своими учениками и учившим их, и как взялся на небо. Но это не вопросили, не испытали их, каким образом на небо вознесся. Так ли, как пишется о пророке Ильи, когда Духом взят был и отнесен на Сионскую гору. И вот подобает нам послать искать Его». Услышав же июдеи это слово, и угодно им было. И послали мужей избранных по всем горам и пределам искать Иисуса повсюду. Искавшие же, не найдя Его, пришли в Иерусалим к июдеям, говоря, что обыскали все пределы и горы и не нашли Исуса, но нашли только Иосифа, что от Аримафеи. Слышав же архиереи и книжники жидовские о Иосифе, весьма возрадовались и совет сотворили все, как бы призвать Его к себе и вопросить о Христе.
Христос помиловал Пилата
Страсти Христовы гл.28
О послании ко Иосифу Аримофейскому
письма и о приведении его опять в святой град Иерусалим.
Когда же архиереи и книжки жидовские совет сотворили призвать Иосифа, севши, написали к нему письмо, так говоря: Мир тебе, господин Иосиф, и всему дому твоему. Знаем подлинно, что согрешили Богу и тебе, но молимся твоему владычеству, постарайся прийти к нам - отцам и детям твоим. Так как оскорбили тебя очень, поскольку затворили тебя в темнице, поставив печати. После же не нашедши тебя, увидели, что злое совещание сотворили о тебе, но Господь Бог избавил тебя и разрушил совет таковой, бывший на тебя, честный отче и честнейший всех людей. И избравши от всего собора семь мужей, избранных и любящих Израиля. Их же и сам Иосиф любил очень, сказали к ним все старейшины Израилевы: идете к нему и дайте письмо это в руки его. И если примет его Иосиф и прочитает, да ведайте, что придет с вами к нам. Если же не примет и не прочитает письмо, то злобу имеет на нас и не захочет прийти к нам.
Вы же, поцеловав его, дайте ему мир и опять возвратитесь сюда. И благословивши их, послали. Они же, придя к Иосифу, поклонились ему и сказали: "Мир тебе, Иосиф, и всему дому твоему". Он же ответил им: "Мир вам и всем людям израилевым". И дали ему письмо. Тогда Иосиф, приняв его и прочитав, облобызал (целовал) письмо и сказал: "Благословен Бог мой, который меня избавил и послал ангела своего и покрыл меня крылами своими". И приготовил им Иосиф трапезу великую. Они же ели и пили, и почили. И утром вставши, помолились Богу и оседлали своих ослов и пошли с Иосифом в святой город Иерусалим. Когда же пришли в Иерусалим, тогда вышли навстречу им все архиереи. Иосиф же целовал их всех и сказал им: «Мир вам всем». И целовали люди Иосифа и сотворили молитву вместе с ним. И видели вид лица его преславный и дивились очень.
Тогда взял Никодим Иосифа в дом свой и пребывал в доме Никодима. Утром же в день пятницы сотворил Никодим пир великий и призвал Анну и Каиафу, и всех старейшин левитских, и сидели в саду. Пришел же туда и Иосиф Аримофейский и сел посреди Анны и Каиафы. Они же ничего не смели говорить.
Говорит же к ним Иосиф: «Что есть, что призвали меня к себе». Тогда Никодим говорит к нему: «Ведаешь ли, честный отче, что хотят от тебя узнать учители и все священники, и левиты?» И сказал Иосиф: «Не знаю, что хотят от меня слышать. Спрашивайте меня, и я отвечу Вам». Тогда попросили с клятвой Иосифа, что да не утаит от них ни одного слова. И сказали к нему: «О Иосифе, за то озлобились на тебя, что ты испросил тело Иисусово и погреб с честью во гробе и этого ради затворили тебя в темнице и двери запечатали. В субботу же утром открыли двери и не нашли, и сильно оскорбились, и во удивлении были. Ныне же скажи нам, что это о тебе было». Тогда говорит к ним Иосиф: «Знайте то, что в вечер дня пятницы той в 12 часов затворили меня в темницу, и пробыл там весь день субботний и потом в полуночи, стоявшему мне на молитве, и вот взялся покров темницы от четырех углов, в ней же был затворен. И видел свет перед глазами моими и устрашен был, пал на землю. И некто взял меня за руку и вывел меня от места, где пал, и пот от головы моей излился и сошел до ног моих. И отер пот от лица моего, и благоухание пришло в ноздри мои, и облобызал меня, и сказал: Не бойся, Иосиф, открой глаза свои и увидишь, кто есть говорящий тебе. Я же, взглянув, и вижу Иисуса и устрашен был, думая, что привидение мне есть. И начал молитву творить и сказал ему: «Скажи мне, кто ты есть?» И сказал мне: «Я есть Христос, Его же тело ты у Пилата испросил снять с креста. И плащаницею обвив, и миром помазав, и платок возложив на главу мою, погреб меня с честью в новом своем гробе и камень велик привалил к тому». Я же сказал к нему: «Покажи мне место, где положил тебя». Он же вел меня и показал мне место, где погреб Его. И тогда понял, что Иисус есть. И взяв меня за руку, поставил посреди дома моего, бывшим дверям закрытым, и упокоил меня на постели моей, и говорит мне: «Мир тебе, Иосиф», поцеловал меня и повелел мне, говоря: «До сорока дней да не выйдешь из дома своего. Я же иду к ученикам, избранным своим». Эти же слова слышав от Иосифа, старейшины жидовские пали на лица свои и были как мертвые. Ни ели, ни пили до самого вечера. Тогда призвал Никодим Иосифа, Анну и Каиафу, и всех старейшин жидовских и сказал им: «Восставши на ноги свои, вкусите хлеба и укрепитесь, так как завтрашний (следующий) день суббота».
Они же, восставши и молитву сотворивши, ели и пили, и пошли каждый в дом свой. Иосифа же отпустили в дом свой с великой честью, не смея никакого ему зла сотворить. Он же пришел в дом свой, радуясь и славя Бога. По утру же в субботу опять собрались все первосвященники и книжники в синагоге и спрашивали друг у друга, говоря: «Что есть гнев, падший на нас, мы знаем родителей Его, отца и мать». И сказал левит-учитель: «Знаем же, что родители Его боялись Бога и молитвы свои никогда не оставляли, отдавая десятины Богу на всякое лето. И когда родился Иисус, тогда принесли родители Его в храм этот жертву и дары вознесли Богу. И видели, как принял Его великий учитель Семеон на руку свою и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как видели очи мои спасение Твое». И благословил Семеон Бога и сказал к матери Его: «Что воздам Тебе об отроке сам; этот поистине лежит на падение и на восстание многим в Израиле, и в знамение спорное. И тебе самой душу оружие пройдет, так как отнимутся от многих сердец помышления». И сказали ему все старейшины: «Хотим отца твоего видеть». И послали за отцом его. Пришел отец его и сказал им: «Что же хотите еще слышать? Почему не верите сыну моему, который говорит, потому что блаженный и праведный Семеон научил его закону Божию. Говорят ему: «Скажи же опять истинно слово Божие, быть может так есть, как говоришь». Тогда все старейшины и священники решили: пойдем, опять пошлем в Галилеию к трем тем мужам, что проповедуют о восстании и о учении Иисусовом, да пусть скажут нам, как видели Его вознесшимся. И послали, говоря к ним: «Учитель Аддо и учитель Фениосе, и учитель Исаие, мир вам и всем домашним вашим. Известно же будет вам, что изыскание многое было о деле Иисусовом в соборе, и послали к вам, чтобы пришли опять в святой град Иерусалим». Слышав же мужи, что требуют их в собор, встали и молитву сотворивши пошли с миром в Иерусалим. Рано утром собрались все и, сидя на соборе, спросили их, говоря: «Как видели на горе Елеонской Иисуса, учившего учеников своих и вознесшегося на небо». Они же говорят: «Как видели его возносившегося, так и поведали». Говорит же Анна к собранию: «Возьмите каждого особо и спросите их отдельно, пусть видим, что так согласно говорят все трое». И разлучили их друг от друга.
И призвали прежде Адду и спросили его, говоря: «Скажи нам истину, как видел Иисуса?» Он же отвечал, говоря: «Что сидевшему Ему на горе Елеонской и учившему учеников своих, вот облако светлое пало на Него, и вознесся на небо облаком тем, а ученики Его остались на Земле и, ужасаясь, пали лицом вниз на землю, молитвы Богу воздающе. И призвали опять Фенеоса и вопросили его, говоря: «Скажи нам истину, как видел еси Иисуса?» Он же также говорил, как и Адда. Спросили же и Исаию учителя. И тот подобно первым отвечал. Тогда весь собор сказал: «Написано есть в Законе Моисеевом, что устами двоих или троих свидетелей всякое слово истинно». И сказал Адда учитель: «Пишется в книгах, что переместился Енох, и не стало его, так как взял его Бог. И не стало его, так как взял его Бог». И сказал Фенеос учитель: «Смерть святого Моисея слышали. Пишется о смерти его устами Господа, но никто не ведает гроба его до настоящего дня». Сказал же левит учитель: «Что есть, что говорит Семеон великий об Иисусе? Этот лежит на падение и на восстание многих в Израиле, потому что знамение пререкаемое». Сказал же Исамя учитель: «Написано есть: Вот я послал ангела моего пред лицом Твоим, который уготовит путь твой перед Тобою». Тогда ответили Анна и Каифа, говоря: «О всем написанном в Законе Господнем правильно говорите, как Енохову смерть и Илиино перемещение никто не видел. Иисуса же видели на судилище Пилатовом, раны принявшего и оплевание на лицо Свое и бывшего связанным. Ему же воины терновый венец возложили на голову. И осуждение приняв от Пилата, на кресте распялся с двумя разбойниками. И уксусом напоили его и желчью, и пробили Его копьем в ребра, и тело Его погреб Иосиф в своем гробе, что теперь говорите, что воскрес». Говорят же эти трое учители, что видели Его возносящимся на небо. И левит возвещает некоторое говоримое Семеоном великим: «Этот лежит на падение и на восстание многим в Израиле и во знамение пререкаемое». И сказали все учителя к людям и ко всему собору: «Так как от Бога есть, будет дивно пред глазами нашими. Ведая же ведайте весь дом Израилев, что и написано есть: Проклят всяк человек, повешенный на дереве. Так же и это написано: Боги, неба и земли не сотворившие, пусть погибнут». И говорили учителя и левиты друг к другу: «Если бы, по сказанному, явилась память Его, знайте, что продолжится до века и воздвигнет себе людей новых». Когда же завещали старейшины и священники, и левиты всему народу, говоря: «Слышите люди Израилевы: проклят всяк человек, что поклонится делам человеческим». И сказали все люди: «Аминь, аминь и прочее». И воспели все Господу Богу и сказали: «Благословен Бог, что дал упование сынам Израилевым о том, что говорил к Моисею, рабу Своему, и да будет Господь Бог с нами, как был с отцами нашими. И не погуби нас, Господи, и не отреши нас ходить по всем путям Твоим и хранить заповеди Твои и судьбы Твои, как заповедал отцам нашим. И будет Господь Бог один и имя Его дивно. Господь царь наш, тот спасет нас, и нет Тебе подобного никого же. Велик Господи, и велико имя Твое, и силою Твоею исцели нас Господи, и исцеленные будем. Спаси нас - и спасенные будем, так как достояние Твое есть мы. Не оставь людей своих имени Твоего ради великого. И воспевши, отошли каждый в дом свой, многим неверием объюродивших.
Страсти Христовы гл.29 (начало 26-28, окончание 32)
о пришествии из Иерусалима в Рим к Тиверию кесарю Марфы и Марии - сестер Лазаря и Марии Магдалины со многими дарами и о возвещении ему о распятии Господа.
По вознесении же Господа нашего Иисуса Христа к Тиверию кесарю, единоначальствовавшему на земле и обладавшему восточными и западными странами, пришли вот из Иерусалима Марфа и Мария, и Мария Магдалина в Рим к Тиверию кесарю со многими дарами и, падше, поклонились ему, так говоряще: «Державный и грозный кесарь, мы же от земли мадиамской пришли, хотя державе твоей поклониться и возвестить страшное и великое дело Божие, как Бог родился от Пречистыя Девы Марии в Вифлиеме иудейском и крестился от Иоанна во Иорданской реке. На него же сошел с неба Дух Святый в виде голубя. И сам Бог отец свидетельствовал, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволил, Того послушайте». И взошел на гору Фаворскую с учениками своими: с Петром, Иоаном, и Иаковом, и преобразился пред ними, и просветилось лице Его, как солнце, ризы же его были белы, как снег. И словом одним мертвых воскрешал, и слепым давал прозрение, и прокаженных очищал, духи нечистые от людей отгоняя. И при овчей купели расслабленного одним словом исцелил, и в дому Петра тещу его, огнем жегому, здравой сотворил, и на браке в Канне галилейской воду в вино претворил, и пять тысяч народа пятью хлебами до изобилия насытил, и семь бесов из Марии Магдалины изгнал - ее же пред глазами своими видишь. И брата нашего Лазаря, уже четвертодневно будучи умершего, из гроба воскресил, как от сна возбудил, и ныне подлинно жив есть. И если повелишь ему, придет сюда. Некоторую же кровоточивую жену, много лет бывшую немощной, исцелил и иные многие чудеса сотворил, которые исчесть невозможно. Его же лукавый ученик Июда Искриотский, прельстившийся сребролюбием, предал беззаконным жидам на смерть, да убьют Его, взяв от них тридцать сребренников. Сам же, отойди на сторону, удавился, познав, что невинного предал его на смерть. Беззаконные же жидове, взяв Иисуса, били его немилостиво и предали Понтийскому Пилату. Он же повелел Его на кресте распять. Они же, совлекше с Него одежды, одели его мантией (царской верхней одеждой без рукавов) и терновый венец на голову Его возложили, и тростию по главе Его били, и в пречистое лице Его плевали. Потом, на кресте распявши, желчью свиною со уксусом напоили и копьем ребра Его пробили, и вот изошли кровь и вода. И два разбойника около Его повесили и очень поругались Ему. И в тот час тьма была по всей земле от шестого часа (полдень) до девятого (3 часа по полудни, по-современному 15 часов). Земля тряслась и камни распадались, солнце померкло, и луна в кровь претворилась, завеса церковная раздралась надвое - с верхнего края до нижнего, и гробы отверзлись, и мертвые от гробов восстали. Некто же - Иосиф Аримафейский, тайный ученик Иисусов, придя ночью к Понтийскому Пилату, со многими слезами испросил тело Иисусово снять с креста. Он же повелел ему отдать. Мы же, пришедшие к кресту и сняв с креста тело Иисусово, Его во гробе положили, погребя Его по обычаю так, как прилично есть. Он же в третий день воскрес и на небеса вознесся. И вот мы пришли к тебе возвестить все приключившееся о Христе». Слышав же это, кесарь, страхом великим одержим быв, кротко и тихо отвечал к ним: «О жены, истину ли говорите, что такой человек явился на земле, и может ли кто такие чудеса творить». Они же сказали: «Да, истину говорим и о том имеем свидетелей, и видивших, и слышавших. И если не веришь, то сам своими глазами увидишь». Тогда послал кесарь в Иерусалим, да призовут в Рим бывших недужных, исцелившихся от Христа, и Лазаря, и Логина сотника, свидетельства ради. Да видим их и веру имеет. Когда же приведены были и вошли к кесарю в полату, тогда трус (землетрясение) был великий, и потряслась полата кесаря, и ужаснулся кесарь с предстоящими. Тогда сказали ему предстоящие: «О державный и грозный кесарь, когда этих ради людей такое сотворилось чудо это, которые пришли державе твоей поклониться; повели поэтому им выйти вон, да не сокрушится полатное здание. Повели же каждому человеку по одному входить, да увидим, которого ради человека было чудо это». Тогда кесарь по слову их повелел всем выйти из палаты, и вышли, и перестала палата трястись. И опять повелел по одному входить. И вот начали входить один по одному. Когда же Логин сотник снова вошел в полату, и был, как и прежде, трус великий, и поколебалось полатное основание. Тогда кесарь с предстоящими весьма (очень) убоялись и не могли на Логина смотреть. И сказал ему кесарь тихим и смирным голосом: «Человече, кто ты, и что есть дело твое. Поведай нам, так как видим тебя ради бываемое, и все имеем погибнуть вскоре». Тогда ответил ему Логин: «О державный и грозный кесарь, не меня ради гибель эта бывает, но Христа ради распятого, потому что риза Его святая на мне есть, которую при распятии взял. Когда воин пробил Иисуса Христа в ребра копьем, тогда немощны были глаза мои, и, ощутив кровь Христову, текущую из тела Его, и, взяв, помазал очи мои и был здрав, и от того часа верю в Него, что истинный Бог есть». Тогда кесарь повелел Логину скоро выйти из полаты и снять с себя ризу Христову, и принести ее пред него. Логин же, выйдя и сняв с себя ризу Христову, принес ее пред кесаря. Тиверий же кесарь, взяв ризу Христову, говорит к Марфе и Марии: «Эта риза Христа ли?» Они же говорят ему: «Да, Христова есть». Он же целовал ее. Имел же кесарь на лице своем струп велик очень, и не могли тот струп никакие же врачи исцелить. Тогда Марфа и Мария сказали: «О державный и грозный кесарь, послушай нас, если хочешь здоров быть, то этой ризой святою отри лице свое и будешь здрав». Кесарь же сотворил по слову их. Отер лице свое ризою Христовою, и в тот час исполнилось лице его гноя от струпа этого и спал струп с лица его, и был здрав, как будто никогда не болел. И возрадовался радостью великой очень. И прославил Бога и сказал: «Слава Тебе, Христе Боже, так как сподобил меня слышать о пресвятом имени Твоем». И отпустил всех с честью в дома свои.
К главе 29. О покаянии. Дополнение.
Рассмотрим тему покаяния и промысла Божия на примерах Езекии, апостола Петра, апостола Павла (Савла) и Иуды Искариотского. На примерах отрицательных событий с этими людьми мы убеждаемся, что не надо приходить в отчаяние, если промысл Божий сделал тебя отрицательным героем, в то или иное время, при тех или иных обстоятельствах. О событиях с отрицательным поведением в определенное время Иуды Искариота говорили пророки задолго до наступивших событий. Об отрицательном поведении апостола Петра сказал сам Иисус Христос. Избежать такого отрицательного поведения в этих событиях они не могли, так как это было предусмотрено промыслом Божиим, но это не карма (о карме читайте в другой статье этого форума). Савл, будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий, также оказался временно отрицательным героем. Ярким примером того, что промысл Божий не карма, являются события с царем Езекией. Пророк, посланный к Езекии Господом, объявил ему о смерти, но Езекия, повернувшись к стене, горько плакал, взывая к Господу, и Господь, услышав его молитву, продлил ему жизнь на 15 лет, которые Езекия должен был полностью посвятить служению Богу. Что он и сделал.
Промысл Божий дает возможность покаяться всем, так как нередко люди оказываются временно отрицательными героями по Божьему домостроительству. Взгляд Христа на Петра, когда вторично пропел петух, пробудил совесть Петра, и он горько плакал, раскаиваясь в содеянном. Совесть Савла пробудила постигшая его слепота. Езекию к покаянию подвиг пророк. У Иуды Искариота величайший для человека дар Божий – СОВЕСТЬ, тоже указал ему отрицательную сторону его поведения, но он покаяться не пожелал. И как мы видим на рассмотренных примерах, покаявшиеся получили благоприятное дальнейшее развитие событий в отношении спасения их душ, а не покаявшийся получил плачевный конец не только этой временной жизни.
Христос помиловал Пилата! Страсти Христовы. Глава 30.
О послании Понтийским Пилатом из Иерусалима в Рим письма к Тиверию Кесарю о распятии Господни.
Слышав же Пилат о хождении Марфы и Марии к Кесарю в Рим, убоялся очень сильно и, хотя оправдаться, написал письмо к Кесарю. Так говоря: «Державному и страшному Тиверию, Великому Кесарю, Понтийский Пилат, раб твой, который от восточных стран начальство имеющий твоею властью и повелением. Вот пишу твоему величеству, страхом и трепетом многим одержим, о вещи, бывшей во граде Иерусалиме. Собралось все священство и весь народ июдейский и предали мне некоего человека, называемого Иисуса. Много злого о Нем говоря. От них же не возмог ни одним словом осудить Его. Одна же была Его вина, что в субботу он не праздновал, но делал, как и в прочие дни. Дела же Его были: слепые просвещались (прозревали), сухоруких и хромых исцелял, глухих исправлял, прокаженных очищал, мертвых воскрешал, расслабление многими годами имущих исцелял, бесы изгонял и другие многие чудеса сотворил. И их же исчесть невозможно. И их же боги наши никогда не могут сотворить. Четверодневного Лазаря словом одним воскресил. Имя его только возвав. Истлевшего будучи воздвиг из гроба. На того поэтому вознегодовал июдейский род: Архелла и Филипп, Анна и Каиафа со всеми своими людьми. Взяв, предали мне Его, как злодея. Я же исследовал и не мог ни единой вины в Нем обрести. Только, что субботу не хранит. Я же, видев их неправду, что творили на Иисуса хотевшие его убить, много подвизался избавить Его от рук их, но не возмог. Потому что весь народ вопил великим голосом: «Да распнется». И видев я крамолу (смуту, заговор, бунт) великую, что творили на меня подвизающиеся, отдал Его воле их. Они же, взяв, связали Его и били немилостиво, и возвели Его на лобное место, и там Его распяли. И вот в полудни солнце помрачилось и тьма была по всей Земле, и Луна в кровь приложилась. Умершу же Иисусу на кресте завеса церковная раздралась надвое. От верхнего края до нижнего. Земля потряслась. Камни распались. Земля разселась, и пропасть явилась, даже до преисподних ада. И гробы отверзлись, и восстали некоторые из мертвых. Их же те самые иудеи именуют и нарицают (называют) праведники: Патриарх Авраам и Исаак, и Иаков, и иные многие с ними. И явились многим на длительное время. И опять невидимы стали. Так свидетельствовали многие от Июдей, видевшие этих пророков и праведников, которые преставились (умерли) более трех тысяч лет назад. Это же все поздно в вечер пятницы было. В субботу же в полуночи был гром великий с неба, так что никогда не было такого. И свет явился светлее паче (лучше) солнца. И явились великолепно одетые пресветлыми одеждами и взывали, говоря: «Распятый Христос, восстав, восходит на небо и все праведные, что в аду порабощенные, с Ним. Этих же пресветлых лиц зовущих (говорящих) было число неисчислимо. Всю же ту ночь неизреченный голос слышался и в пропастях земных, что тогда Земля сотворила. И многие из Июдей, что на Исуса совет сотворили, под землю провалились и погибли. Этим чудесам я самовидец был. И страхом великим одержим, написал письмо к твоему величеству на уведомление, что о Христе соделалось. Прибыло же писание в Рим к Тиверию. Который повелел его читать перед всем множеством князей и народа предстоящих, и все удивились и ужаснулись. Ярости исполнившись, Кесарь повелел написать письмо к Пилату. И послал воинов привести его в Рим.
Пилат в Раю! Расследование и суд Тиверия. гл.31
Послание Тиверия кесаря из Рима во Иерусалим к Пилату.
От державного и грозного Тиверия кесарю Понтийскому Пилату.
Ведомо тебе будет: "Так как ты неправедно и неповинно смерть навел на Иисуса Назарянина и предал Его злонравным и скверным июдеом на смерть крестную и не пострадал его ради, и распять повелел мзды ради. Ему же воин некий текши наполни губу оцта (уксуса) и желчи и принес к устам. Ты же не возбранил ему. За сие приведен будешь зде (сюда) для того, чтобы слово воздал (доложил) мне о Христе. Его же неповинно предал на смерть. Я же услышав о твоей неправде и безумии от неких жен (женщин) Марфы и Марии-сестер Лазаревых и Марии Магдалины, яко Иисус, тобою осужденный, много чудес сотворил: слепым дал видеть, хромым повелел ходить, мертвых воскрешал и всякие болезни словом единым исцелял. Как посмел предать Его смерти неповинна суща (будучи), но и от льстивого твоего писания, принесенного ко мне, думаю, что ты осудил Его неправедно на смерть и предал беззаконным жидам. Приведенну же бывшу Пилату в Рим, услышал кесарь, что пришел Пилат, и тот час вниде к Пилату и сел на престоле своем, и все князи вокруг его сташа (встали) и повелел привести Пилата, и поставил его перед собою, и сказал к нему: "О, злочестиве Пилате, как смел так сотворить - праведна и неповинна мужа на смерть крестную предать, видев знамения и чудеса великие о муже этом. Пилат же сказал: "О, державный и грозный кесарь, я не повинен есмь сему делу, но начинатели повинны суть- иудейский род". Кесарь же сказал:"Которые суть?" Ответил ему Пилат: "Архела и Филипп, Анна и Каиафа, и весь род иудейский". И сказал кесарь: "Почто же ты совету их последовал, окаянный?" Пилат же сказал: "О державный и грозный кесарь, неистов есть род еврейский и не повинуется державе твоей." Сказал же кесарь: "Когда привели Его к тебе, чего ради ты не сохранил Его от убийства смертного и послать Его ко мне живого суща не повелел, но послушал этих жидов и распять такового праведного мужа повелел, который великие знамения сотворил, о которых ты сам писал о нем ко мне. Более же того и надпись написал на кресте: Иисус Назарянин царь иудейский. Когда же кесарь имя Христово произнес, тот час стоящие кесаревы боги золотые и серебряные и все идолы внезапно пали и погибли, как прах. Кесарь же с предстоящими людьми ужаснулся и вострепетал, видя внезапно богов своих погибель, изречения ради имени Исусова. И страх и трепет напал на всех князей и на всех людей. И так отошли в дома свои, удивляясь бывшему. Повелел же кесарь твердо блюсти Пилата. На следующих день утром сел кесарь на престоле и повелел привести Пилата перед всеми людьми и князьями и спросил его, говоря: "О, злочестивый Пилате, скажи истину, как сотворил над Иисусом, и кто поистине был распятый. Ибо мы только имя его помянули, и боги наши погибли. Пилат же сказал: "Сколько подлинно писал твоему величеству, истинно писал, так как все боги наши, их же знаем, нет подобного Ему ни одного из них". И кесарь сказал: "Почто же так дерзнул сотворити о нем, не убоялся моей державы, но большее зло совещав о моем царстве, его же боится вся земля и вселенная. Пилат сказал: "Беззаконные и непокоривые иудеи сотворили так". Кесарь же, исполнившись ярости, послал в Иерусалим и повелел взять всех старейшин жидовских: Архелу нечестивого, Иродова сына, и друга его Филиппа, и архиереев Анну и Каиафу - и привести в Рим. Когда же приведены были и предстали кесарю, вопросил их, говоря: "Почто подлинно неправедно осудили и смерти предали праведного мужа, сотворившего в вас такие дивные и преславные чудеса. Отвечали же ему архиереи и книжницы жидовские: "О, державный и грозный кесарю, послушай нас, раб своих. Закон поистине нам не судит убить человека, но если кто сам себя творит царем, тот смертью да умрет. Мы же обрели человека сего, разоряющего закон наш и царем себя именующа. Того ради взяли его и привели к Понтийскому Пилату. Он же, испытав его, обрете повинна и предаде на распятие". Тогда кесарь сказал к Пилату:"Не я ли послал тебя во Иерусалим и повелел тебе праведно судить? Ты же возложил руки свои на спасителя Христа. Неповинно пролил кровь Его, и сам за это да примешь смерть со всеми советниками твоими, от них же мзду принял. Пилат же начал молить кесаря, говоря:"Господине державный кесарю, прикажи мне дать великое мучение, да отпустятся грехи мои, потому что зло я окаянный сотворил праведному тому Иисусу". Кесарь же приказал так сотворить, и мучили его различными муками. Пилат же молился ко Господу, говоря:"Помилуй меня Христе Царю Сын Бога Живаго и Творец Всесильный. Согрешил я пред Тобою, предав Тебя на распятие, не виновного суща".
И вот голос был с неба к нему, говоря: "Радуйся, Пилате, так как меня ради страсть эту принимаешь.
Войди поэтому в обитель Отца Моего, ибо отверзлись тебе врата райские, и ангельское воинство встречает тебя, держаще венец". И по многих муках мучитель отсек голову Пилатову. Ангел же Господень, сшедши с неба и взяв главу его, и опять взошел с нею на небо. Это же чудо видев кесарь, сильно удивился и похоронил тело его с великой честью. Анну же, Каиафина тестя, приказал в кожу воловью зашить и повесить против солнца, да так умрет. И сделали по велению его. Все внутренности его вышли из него, так и умер. Видев же это архиерей Каиафа и книжники, сказали к себе друг к другу: "Бежим от лица кесаря, да не погубит и нас". И бежали до некоего места и скрылись в расселинах земных. На рассвете дня множество воинов, идущих к кесарю и творящих на пути ловлю зверей, нашли тех мужей и узнали их, что от иудейской страны, убили их и, пришедши, возвестили кесарю. Кесарь же, это услышав, и угодно было ему. Каиафа же скрылся в некой пещере, желая избежать смерти, но по воле Божьей Тиверий вышел на лов зверей и, увидев очень красивого оленя, погнался за ним, стремясь его убить. Запустив стрелу в оленя, она вошла в пещеру и попала в сердце Каиафа. И так умер. Искали же стрелу кесареву везде и не находили ее. И вошедши в пещеру, нашли стелу эту в сердце Каиафа, лежащим мертвым, и возвестили эту новость кесарю. Тот, в свою очередь, был сильно удивлен и прославил Бога, творящего дивные чудеса. За это прогневался кесарь на всех безбожных иудеев и повелел написать письмо князю Лукиану, обладающими восточными странами, так говоря: «Великий кесарь, всей вселенной обладатель, князю Лукиану, первовластнику восточной земли, радоваться, в настоящее это время было дерзновение от живущих в Иерусалиме и в прочих городах иудеев, и беззаконное их действие, которое сотворили, познал, что Бога некоего, называемого Иисуса, с Пилатом распяли. Эти согрешения их великие видев, солнце померкло, земля расселась и весь мир погиб бы, если бы он не укрепил своим повелением. Поэтому повеленьем моим собери ты множество воинов и, идя с силою, распни и поработи весь еврейский народ. И поставь их на порабощение во всех народах. Умоли и смири всю землю иудейскую порабощением. Пусть не явится на земле от рода их ни царства, ни княжения имеющий, такого лукавства исполненным будучи. Доспевшу же писанию этому на восточную страну до великого князя Лукиана, и тот час, приняв со страхом великим повеление кесарево, повелел тысячникам и сотникам скоро кесарево повеление совершить со страхом великим. И воинство многое собрав, распленил весь народ иудейский и расточил их по всем народам даже до сего дня. Слышав же все это кесарь, что сотворил Лукиан иудейскому роду, и угодно ему было.
Мы же так к ним скажем: «О горе вам, окаянные жидове, что восхотели во гробе Творца света, неба и земли затворить и себе вечную тьму исходотайствовали. Горе вам, окаянные, что на Благодетеля своего злой совет сотворили. Неблагодарные псы явились злобою. Горе вам, что Господни люди бывши, волки лютые явились на Агнца Божия. О горе вам будет, проклятые жидове, когда увидите древо крестное, на нем же распяли Господа, от всего мира поклоняемое, распятого же на нем Господа, грядущего на облаках с ангельскими силами, который вас осудит зло в бесконечные веки мучиться. Горе вам, жидове, что вы думали уморить Бессмертного, что во веки пребывает. Вы же, неверующие, сами погибните. Этот царствует вечно, и царствию Его не будет конца. Вы же мучиться имеете бесконечно, законопреступники окаянные. Мы же, верные христиане, слышавше, о страдании и о распятии, и о погребении, и о воскресении Господнем, усердно Господа Бога прославим, что такое человеколюбие свое нам даровал, ибо нашего ради спасения своей пречистой плотью столь великие страсти претерпел: заплевание и поругание, и за ланиту (щеку) ударение, и ко кресту пригвождение, уксуса и желчи напоение, и копьем в ребра прободение, хотя искупить нас своей честною кровью от насилий дьявола и избавить от вечной муки. Итак, да пребудем в преданной вере, в ней же порождены были святым крещением, славяще Бога Отца и Сына и Святаго Духа. И ныне, и присно и во веки веком. Аминь.
Покаяние.
Поистине, промысл Божий желает спасения каждой душе, и пути его неисповедимы. Обратите внимание на то, что Тиверий, будучи в великой радости от увиденных и услышанных чудес, а также собственного исцеления от болезни, не разгневался на беззаконие Пилата и даже не помышлял о каком-либо ему наказании за несправедливый суд. По промыслу Божьему Пилат сам спровоцировал его к этому, испугавшись возмездия за беззаконие. Своим письмом он подтолкнул Тиверия к гневу и проведению исследования действий беззаконников: самого Пилата и жидов. До самого последнего момента они все пытались оправдаться, но под конец Пилат, осознав свою вину, покаялся и получил прощение своих грехов от милосердого Господа нашего Иисуса Христа, а жиды хотели укрыться от наказания, но возмездие непостижимым образом настигло их без покаяния, потому что они не пожелали покаяться. Не отчаивайтесь от прежних грехов и не бойтесь наказания. Бойтесь быть не покаявшимися.
Заострите внимание на следующих моментах. А именно, духовной слепоте жидов в критической ситуации. Вспомните события с Иосифом Аримофейским. Жидам в тот момент ничего не угрожало, и они повинились перед Иосифом. Вели себя кротко и смирно, рассчитывая на дальнейшее благополучное пребывание в этом материальном мире. В Риме же они увидели большие чудеса, чем с Иосифом, происшедшие с Пилатом: слышали голос Самого Господа Иисуса Христа, возвещавшего Пилату о великой награде – спасении души, видели телесными глазами явление ангела Божия, взявшего голову Пилата на небо. Однако, духовно будучи слепы, пожелали ещё несколько лет жизни в материальном мире предпочесть спасению души, поэтому попытались укрыться от гнева Тиверия-царя земного, но подпали гневу Царя Небесного. Итог: и жизнь потеряли в материальном мире, и не обрели жизнь будущего века. Из событий, описанных в книге «Страсти Христовы», мы видим в чем суть покаяния.
Покаяние - это не просто осознание совестью неправильности своего мышления и практического поведения и даже не озвучивание (предание огласке, исповедь) этих неправильностей, а деятельное искупление своей вины. У Пилата это выразилось в желании принять тяжкие муки пред смертью тела, спасая душу. Нам же в обычных условиях дается возможность деятельного покаяния, ведущего к спасению души, не связанного с той формой мученичества, описанной в данной книге, а также в Житиях Святых. Кратко (в основных чертах) эта практическая деятельность покаяния описывается в статьях данного форума. Почему кратко?! Да потому, что давать рекомендации и советы другим намного легче, чем работать над изменением самого себя, а также в том, что только практический опыт использования теоретических знаний научает человека необходимому для спасения души. Он, к сожалению раба Божьего, у него слишком мал. Кроме того, малейший нюанс внутреннего или внешнего содержания в той или иной ситуации вносит необходимость существенного изменения практической покаянной деятельности, причем иногда кардинально, чтобы получить положительный результат, угодный воле Божией. Это-то и обретается только практическим опытом самого делателя. Поэтому и прославленные Святые не давали рекомендаций четко расписанного того или иного поведения в той или иной ситуации.
Ошибочно не идентифицируйте понятия еврей и жид. Еврей – это народность. Жидовство – это богоборческие и человеконенавистнические образы мышления и поведения. Посмотрите сколько вокруг нас жидов, называющих себя русскими патриотами, а также давайте оценим сами себя, ни жиды ли мы по нашему образу жизни. Позиция жида проста: то, что для меня в настоящий момент не выгодно, я буду хулить и всемерно с этим бороться. Когда это же самое мне станет выгодно и полезно, я это начну прославлять и продвигать, используя красивые рассуждения о правде и справедливости.
Об Иуде предателе. Страсти Христовы. Глава 32.
Сказание учителя церковного Иеропима святаго об Июде-предателе Господа нашего Исуса Христа.
Был некоторый муж в Иерусалиме именем Рувим, называемый иначе Симон. От колена Данова, о нем же пишется. Да будет Дан - змея на распутии. От которого колена должен народиться антихрист. Этот Симон имел жену именем Цибория. И зачала Цибория сына. И, уснувши, сон видит. Проснувшись от сна, страхом великим одержима была, с воздыханием и сетованием мужу своему начала рассказывать, говоря: «видела себя, говорит, родивши сына, очень злого, который явился всему роду нашему виною погибели». К ней же муж говорит: «Пустошная и слышанию недостойная говоришь. Лукавый дух устрашил тебя». К нему жена говорит: «Если немедленно зачну во чреве и рожу сына, без всякого сомнения не лукавый дух устрашил меня, но есть откровение истинно». И вот в то время зачала во чреве. Приспевшу же времени рождения, родился им сын. И убоявшись сильно о нем и мыслили, что ему сотворить, говоря к себе: «Убить сына нам ужасно есть, но и питать губителя рода своего бездельно есть» Тотчас же написавше на хартии имя ему Июда, вместе с ним вложили в ковчежец и на море пустили. Волны же морские принесли его на остров называемый Искариот. И от этого острова Июда Искариотский назван.
Жена царя того острова, не имевшая детей, в то время вышла к морю утешиться и, увидев ковчежец, плавающий при береге моря, повелела его взять и открыть, хотя видеть, что в нем. И обрела в нем отрока (младенца)красивого и, воздохнувши в себе, говорит: «Увы мне, неплодной. Хотела бы и я иметь такое чадо (ребенка), да не останется тщетно без наследия царство мое». И ради этого тайно повелела отроча это вскармливать и себя быть непраздной (беременной) ложно называть: «По сих и родители младенца солгали». И во все ее царство слава великая изошла об этом, что царица родила сына. Муж же ее – царь, не зная об этом, в правду это вменяя, и радовался сильно сына ради родившагося; и все люди с ним ликовали. Этого младенца по чину царскому и благолепию царь приказал воспитывать. Немного времени спустя царица зачала и вправду от семени мужа своего. Во время свое сына родила. Когда оба младенца подросли, и всегда они играючи между собою; Июда сына царского многожды уничижая, бил и много плакать отрока вынуждал. Царица же, видя это, сильно скорбела на Июду, много била его, зная, что он не ее сын. Через многое время не утаилось неправды дело, но известно всем стало, что Июда не царский сын, но на море обретен (найден). Это же ощутивши Июда, устыдился сильно и брата своего мнимого – сына царского тайно убил. Убоявшись же надлежащей себе беды, да не и сам того ради убит будет, скрылся и убежал в Иерусалим с теми, кто дань отдать несли и прилепился к слугам Пилата, бывшего в то время правителем Иерусалимским. А так как вещи подобные себе удобно смешиваться могут, придя к Пилату и угоден ему был. Пилат же, увидев Июду, что нравом подобен ему, принял его во двор свой. Через немногое время начал сильно любить его и сделал того старейшиной и управителем дому своему, и все слуги от мала и даже до велика послушны были ему.
Случилось, что в один из дней, когда Пилат взирал из дома своего на некий сад, недалеко находившийся от двора его, и, видя в нем яблоки очень прекрасные, захотел их есть: сей сад был Симона (Рувима)- отца Июды. Июда Рувима не знал, так же и Рувим Июды не знал, что сын ему. Но это только думал и всегда в сердце своем помышлял Рувим, что сын его с ковчежцем потонул в море. Так же и Июда вовсе не знал, кто отец и мать, родившие его, и где отечество его.
При этом призвал Июду Пилат к себе и сказал: «Так желает душа моя плода вкусить от сада этого, что если не вкушу, то умру». Июда же, слышав это слово, пошел быстро в сад и начал угодные ему яблоки срывать. По случаю же в то время пришел Рувим и, видя Июду в своем саду яблоки срывающего, разгневался на него сильно, и друг друга начали поносить и браниться, после этого и драться, один другого одолевающи: затем Июда взял камень, ударил Рувима по шее и смертельной раной убил отца своего. Взявши же яблоки, принес к Пилату, и все приключившееся ему возвестил. По прошествию вечера и наступлении ночи Рувим в своем саду найден мертвый, и все говорили, что напрасной, то есть неожиданной смертью сему умереть приключилось. Через некоторое время Пилат все имение Рувима, и Циборию, жену его, - мать Июдину отдал в жену Июде, возлюбленному отроку своему.
В один из дней Цибория тяжко вздыхала сетуя. Муж (сын) же ее Июда прилежно об этом стал ее спрашивать. Сказала же ему жена: «Увы мне, я всех жен окаяннее: так как отрока сына моего ввергла в море, мужа же моего внезапно умершим обрела, еще же Пилат приложил мне тяжкое уязвление, слезы к сезам: тебя мне совокупил, и многим насилием в жену предал. Когда все это о ребенке своем рассказала Цибория, Июда тоже случившееся с ним все возвестил ей. Тогда открылось, что Июда мать свою взял себе в жену и жил с ней и отца своего убил. Ради этого, по совету Цибории – матери и жены своей, пришел кающася ко Господу нашему Иисусу Христу, учащему в то время и всех недужных исцеляющего по всей Иудее и прощение от него о грехах своих получил.
(От автора): Дальнеейше рассуждение Иеропима святого –сказателя об Июде предателе подлежит уточнению. По рассуждению Иеропима Господь так возлюбил Июду, что избрал его в апостолы и вручил ему попечение о потребном для Себя и учеников Своих. Суждение это не точно. Бог Слово, будучи Творцом, знал, что за создание представляет из себя Июда и для чего он создан. Зная порочность существа Июды, ему и было поручено служение, способствовавшее укреплению этой порочности. Июда шел путем своего предназначения, но, исполнив эту роль, не покаялся, как Пилат, а потому погиб злой смертью. По одному из преданий(легенд), дерево, на котором Июда повесился, трижды преклонялось к земле, препятствуя ему совершить задуманное. Однако он не внял тому и настойчиво добился своей цели.
Закончим рассказ о предательстве Иуды словами свт. Иоанна Златоуста:
“Заметьте это вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и денег лишился, и согрешил, и душу погубил свою? Таково тиранство сребролюбия! Ни серебром не воспользовался, ни жизнию настоящею, ни жизнию будущею, но… удавился.”
О карме и промысле Божием.
Карма и промысл Божий – вещи по сути разные. Признание кармы - это признание неизбежного развития тех или иных событий по законам создания и функционирования материальной вселенной и наступления определенного обязательного результата. Такое признание является отрицанием промысла Божия. Да, эти законы есть, и Господь их не отменял. Материальный мир функционирует по этим законам до тех пределов, когда Господь-Творец вносит в них свои коррективы, приводящие нередко к совершенно противоположному результату, который должен был бы наступить, если бы всё функционировало по изначальным законам мироздания. Промысл Божий – это достижение конечной определенной цели при решении Богом той или иной задачи. При этом используются одновременно как изначальные законы мироздания – программа этого материального мира, так и лжепрограмма, созданная падшим Денницей, которую Господь принуждает давать положительный для достижения своей цели, а не отрицательный результат. Таким образом, при смешении двух программ Господь действия изначальных законов мироздания или изменяет, или пресекает.