Об умной Иисусовой молитве.
Это молитва: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй меня грешного», совершаемая по специальным технологиям и в различных вариантах, от двух слов «Господи помилуй» и до добавления к этой молитве упоминаний о Пресвятой Богородице. Техника исполнения умной Исусовой молитвы описана Святыми Отцами сокращенно, но упоминается о специальной технике дыхания и сосредоточения ума в определенных точках тела человека. Для общего представления о сути этой молитвы читающему, думаю, информации достаточно. Основная задача состоит не в том, чтобы описать, как совершать умную Иисусову молитву, а в том, почему Святые Отцы жестко предостерегают от самостоятельного обучения технике умной Иисусовой молитвы, не раскрывая причин, а только предостерегая об очень серьезной опасности, связанной с негативными последствиями, вплоть до сумасшествия и суицида. В чем же причина опасности?! Рассмотрим всего один вариант. Молясь молитвами, оставленными нам в наследие Святыми Отцами, мы обращаемся за молитвенной помощью к Пресвятой Богородице, Святым бесплотным силам, прославленным Богом Святым, чтобы они ходатайствовали пред Богом о помиловании нас и оказании нам той или иной помощи, потому что их молитва действенная. Оставив это правило, человек лишает себя молитвенной помощи, оставшись один на один со всеми видами зла. И в этом противостоянии человеку устоять невозможно. Последствия для подвижника, дерзнувшего встать на подобный путь обращения к Богу, плачевны, так как сам он молиться еще не умеет, а молитвенной помощи Тех, Кому Господь даровал такое дерзновение ходатайствовать от других, сам себя лишает.
Почему же эта опасность исчезает, когда подвижник все совершает, обучаемый духовным наставником? Очень просто. Духовный наставник – это человек, достигший уровня максимального приближения к совершенству, то есть человек, мыслями и делами которого управляет Святой Дух. (К сожалению, таких духовников сейчас нет.) Соответственно подвижник, отдавшись в обучение Святому Отцу, отдает себя в обучение Самому Богу – Святому Духу. Молитвы Святого Отца заменяют подвижнику всю молитвенную помощь, которую мы своими молитвами просим у Тех, Кто, как мы уже говорили, имеет дерзновение пред Богом ходатайствовать о других. Вывод: лишение себя молитвенной помощи, рассчитывая на свое дерзновение пред Богом, - серьезная ошибка, ведущая к плачевным последствиям. Поостерегитесь современных «духовников», пытающихся подчинить верующего своей!!! воле, а не воле Бога.
Так что же вообще не молиться Исусовой молитвой?! Молится этой молитвой нужно, но не оставляя правила - наследия Святых Отцов. Обучаться Исусовой молитве и молитве: « Богородице, Дево радуйся…» необходимо. Следует стремиться, чтоб эти две молитвы, а возможно и псалмы, были у нас в уме беспрерывно, но не во время исполнения правила. Это будут полумеханические молитвы, а не умные. Они вреда не причинят, а принесут огромную пользу.
Два человеческих ума. Единство и борьба противоположностей.
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться12019-06-02 18:59:10
Поделиться22019-06-15 20:20:52
В чем отличие умной молитвы от полумеханической? Почему полумеханическая молитва приносит пользу?
Поделиться32019-07-09 15:04:44
Единство и борьба противоположностей.
«…Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде».
(Лк. 16.8)
При создании человека Бог наделил это творение двумя видами ума:
1. Логическим умом, действующим в человеке через головной мозг, нервную систему, пять органов чувств, функционирующим по законам материального мира;
2. Духовным умом или разумом.
Эти два ума беспрерывно ведут между собой борьбу (войну) за преобладание управлением человеком. Потому человек удобно переменчив от добра ко злу, что по промыслу Творца «сыны века сего догадливее сынов света». Даже про ангелов сказано: «Ангелы неудобопристрастны ко злу, но не совсем беспристрастны». Идет непрерывная борьба двух программ, при этом каждая из них стремится иметь не только преобладающее положение в воздействии на человека, но и стремится заставить противоположную программу работать на себя.
Логическому уму всячески содействуют падшие ангелы во главе с сатаной, материальный мир и плотская составляющая человека (плоть), а уму духовному по его желанию (воле), если он об этом просит в молитве, помогают Бог и все Святые светлые силы в определенных пределах.
Только малое число избранников Божиих, таких как Сергий Радонежский, от зачатия в чреве матери имеют духовный ум, преобладающий над логическим умом. В большинстве людей наоборот логический ум материального мира имеет более 50% преобладания в человеческом существе. Это процентное содержание в каждой личности при рождении не одинаково. В ком-то преобладание логического ума незначительно, а в ком-то оно доходит почти 100%.
Человеческая жизнь – это поле битвы, на котором каждый ум стремится планку перетянуть на свою сторону.
Умная молитва – это молитвенное состояние, в котором молится только духовный ум, что доступно лишь тем, кто с Божьей помощью приблизился к совершенству. В этом состоянии логический ум молчит и не предпринимает никаких противодействий, а законы природы или умерли в человеке, или же тоже молчат, не имея силы противиться, мир материальный также не в состоянии чем-либо воздействовать на него.
Полумеханическая молитва – это молитва под руководством логического ума. Духовный ум в ней принимает незначительное участие. Большая польза от этой молитвы в том, что человек своей волей с Божьей помощью принуждает программу логического ума работать на пользу программе духовного ума, постепенно переводя планку в сторону преобладания духовности по мере веры и усердия труждающегося подвижника.
Вспомните правило Серафима Саровского, рекомендованное тем, кому в тот или иной момент внешние обстоятельства препятствуют надлежащему исполнению молитвенного правила пред иконами с зажженными лампадами и свечами: « Первую половину дня молится Исусовой молитвой, вторую - « Богородице Дево радуйся…». При этом желательно логический ум сосредоточить на молитве, а внешнюю деятельность совершать, как бы механически, используя приобретенные при жизни практические навыки, т. е., автоматически. В современное время даже эта задача для людей практически не по силам, поэтому окружающие на подвижника, пытающегося ее исполнить смотрят или, как на белую ворону со «съехавшей крышей», или, как на святого, хотя ни то ни другое не соответствует истине.
_______________________
Понятие "сыны света" требует разъяснения в еще более обширной статье. Работаю над ней.
Поделиться42021-10-19 15:33:43
Григорий Богослов: "Ибо два, точно два во мне ума: один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует худому. Один ум идет ко свету и готов покоряться Христу; а другой – ум плоти и крови – влечется во мрак и согласен отдаваться в плен велиару. Или один увеселяется земным, ищет для себя полезного не в постоянном, но в преходящем, любит пиршества, ссоры, обременительное пресыщение, срамоту темных дел и обманы, идет широким путем, и, покрытый непроницаемой мглой неразумия, забавляется собственной пагубой; а другой восхищается небесным и уповаемым как настоящим, в одном Боге полагает надежду жизни, здешнее же, подверженное различным случайностям, почитает ничего не стоящим дымом, любит нищету, труды и благие заботы и идет тесным путем жизни.
Видя их борьбу, Дух великого Бога снизошел свыше и подал помощь уму, прекращая восстание беспокойной плоти или усмиряя волнующиеся воды черных страстей. Но плоть и после этого имеет неистовую силу и не прекращает брани; борьба остается нерешительной. Иногда плоть смиряется умом, а иногда и ум опять против воли последует превозмогающей плоти. Но хотя желает одного, именно лучшего; однако же, делая другое, именно, что ненавидит, оплакивает он тягостное рабство, заблуждение первородного отца, гибельное убеждение матери – эту матерь нашей продерзости, преступную ложь пресмыкающегося кровопийцы – змия, который увеселяется человеческими грехами, оплакивает и древо или вредный для человека плод древа, и пагубное вкушение, и врата смерти, и срамную наготу членов, и еще более бесчестное изгнание из рая, или от древа жизни. Об этом сетует болезнующий ум. Но плоть моя и ныне устремляет взор на прародителей и на человекоубийственное древо; она постоянно любит всякую сладкую снедь, какую только для обольщения ее показывает злой губитель – змий.
Посему и я плачу; и Царя, Который владычествует над всем и все взвешивает на весах Своих, слезно молю, чтобы милостиво рассудил душу и тело, прекратил брань, и худшее (как и следует, потому что сие гораздо полезнее и для души, и для тела) подчинил лучшему, чтобы обремененная плотью душа не влачилась по земле и не погружалась, как свинец, в глубину, но чтобы плоть уступал а окрыленному духу и образу, и грех таял, как воск от огня.
О сем моля, и сам прилагаю многие врачевства к грубой плоти, чтобы прекратить жестокий недуг, чтобы крепкими узами удержать силу плоти, как самого вероломного зверя; трепеща перед злой волной, ставлю преграды чреву, неудобоисцеляемой скорбью изнуряю сердце и проливаю потоки слез; преклоняю перед Царем сокрушенные колена, провожу ночи без сна, ношу печальную одежду".