Парадокс деградации или обратно пропорциональная зависимость.
«Святые отцы стали пророчествовать о последнем поколении и в недоумении сказали друг другу:
— Что сделали мы?
И авва Исхирион, великий подвижник, ответил:
— Мы исполнили заповеди Божии.
Тогда они сказали:
— А что сделают те, кто будет после нас?
— Они, — отвечал старец, — сделают половину того, что сделали мы.
— А те, что будут после них? — вновь спросили святые отцы.
— А то поколение, — отвечал старец, — вообще ничего не сделает. Но к ним будут приходить искушения, и кто окажется достоин, те будут выше нас и наших Отцов.»

Если исходить из выводов ученых, что развитие всего осуществляется линейно от низшего к высшему, от более простого к более сложному, то почему происходит парадокс деградации человека, хотя его научные знания действительно расширяются, обновляются, совершенствуются. Но какие знания? Духовные? Нет!!! Сразу оговоримся, что под человеком подразумевается не отдельный индивидуум, а все человечество в совокупности.
Итак, о прогрессе каких знаний идет речь? Расширяются, обновляются, совершенствуются знания о материальной реальности, ее закономерностях.  Данные знания человечество использует для создания наиболее благоприятных условий своего существования. Чтобы не запутаться в рассуждениях, сразу исключим из анализа использование человечеством своих достижений по уничтожению друг друга (оружие).
Логическим результатом увеличения знаний человечества, кроме создания все более и более благоприятных условий для жизни, должен был бы происходить и духовный рост. По принципу причинной связи это возрастание духовности предполагается из-за высвобождения все большего количества свободного времени и сохранения физических сил, ввиду уменьшения их затрат на обеспечение своей жизнедеятельности. Сэкономленные время и силы должно направлять на свое духовное развитие.
Парадокс в том и состоит, что этого не происходит.
Адам и Ева были сотворены беспорочными, неудобно-пристрастными ко злу. Но после их промаха - контакта с изобретателем зла – лжепрограммы сатаной, они обрели способность к деградации, которую передали своим потомкам по наследству (думаю, на генетическом уровне). Как происходила деградация людей до Ноевого потопа сведений практически нет. Знаем только то, что человечество все более и более утопало в стремлении максимального получения удовольствий. Жизнь человечества вступила в противоречие с целями Бога по использованию человека для решения тех или иных задач.  Что привело к полному уничтожению всего живого на Земле, кроме семьи Ноя и того, что Бог повелел ему взять с собой в ковчег.
После потопа до воскрешения Христа из мертвых о процессе деградации людей сведений тоже мало. В Ветхом Завете качели (взлеты и падения человека) в основном рассматриваются на еврейском народе. Одновременно в Ветхом Завете дается информация о прогрессе человека в материальной реальности: о появлении мастеров того или иного направления: ковачей железа, земледельцев, скотоводов, музыкантов и т.д.. А также о внешних изменениях человека.
Самое большое количество информации по рассматриваемому вопросу о деградации человечества дает Новый Завет, Жития святых, святоотеческое поучение.
   «Святые отцы скитские пророчествовали и о последнем роде, говоря: что сделали мы? На это отвечал один из них великой жизни Авва, по имени Сирион: мы сохранили заповеди Божии. Его спросили: а что сделают люди, которые будут жить после нас? Авва отвечал: они сделают половину нашего дела. Его спросили ещё: а которые будут жить после них, те что сделают? Они совсем ничего не сделают. Придут на них искушения, и те, которые в то время окажутся добрыми, будут больше нас и отцев наших». (Древний патерик).
   Обращает на себя внимание и промысл Божий по этому вопросу.
   Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5).
«Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.» (Матф.25.29.).
«Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.» (Деян. 20.29-30).
   В настоящее время духовную деградацию наиболее ярко описывают непроизвольно ряд авторов современных книг. Это архимандрит Тихон в книге «Несвятые святые» и другие рассказы, а также Станислав Сенькин в серии книг «Афонские рассказы».